Есть ли жизнь на… Земле?

фoтo: Aлeксeй Мeринoв

Oкaзaлoсь, aстрoнoмию исключили из спискa бaзoвыx шкoльныx прeдмeтoв eщe в 1991 гoду. Дo нaчaлa двуxтысячныx aстрoнoмия eщe сoпрoтивлялaсь, xoтя «лишний» прeдмeт выдaвливaли из шкoльнoй прoгрaммы всeми дoступными спoсoбaми. Нo в 2008-м Министeрствo oбрaзoвaния и нaуки, нe дaв oфициaльнoгo рaзрeшeния ни oднoму из чeтырex, сущeствoвaвшиx тогда, учебников, сделало астрономию дополнительной дисциплиной к «законному» школьному курсу.

В тот момент Земля, конечно же, не натолкнулась на небесную ось, и Солнце не погасло, но целое поколение наших детей было лишено возможности получать базовые знания о космических телах и строении Вселенной в школе.

Показательно, что по результатам опросов, проведенных среди россиян, треть респондентов всерьез полагала, что Солнце вращается вокруг Земли.

Говорят, что именно это, а также возмущенная общественность, заставило Минобрнауки вернуть астрономию в школу.

И осенью 2016 года новый министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила о гарантированном возврате предмета «Астрономия» в школьную программу с 1 сентября 2017 года. Это была ее личная инициатива. А в феврале 2017 года Президент РФ поручил Д.А.Медведеву «обеспечить контроль за реализацией комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования… с учетом современных достижений науки и технологий».

Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга (ГАИШ), доцент физического факультета МГУ: «Министр астрономию как обязательный предмет ввела, но не очень продуманно. Астрономию ведь не преподавали много лет, не переиздавали учебники… Надо было сначала подготовить почву, а потом только ввести этот предмет во все школы».

Дальше объявили аврал и в режиме пожарной тревоги подготовили новый учебник астрономии. Свежеиспеченное детище издательства «Просвещение» было рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации как базовое.

Новый учебник был анонсирован летом 2017 года. В аннотациях, в частности, сообщалось, что в нем «представлено оптимальное содержание курса «Астрономия», в котором наряду с основами предмета особое внимание уделяется современным достижениям и открытиям в области астрономии».

По поводу оптимального содержания курса спорить не буду, а вот про современные достижения и открытия хотелось бы поговорить. Автором учебника указан профессор астрофизики В.М.Чаругин. Простой анализ текста дает право предположить, что это плод творчества разных авторов. То, что текст, вероятно, писали разные люди, видно по разнобою информации. Сведения меняются от страницы к странице, словно их брали из разных источников. И какие из них верные – поди догадайся.

Владимир Сурдин: «Как говорила моя бабушка, библиотекарь: книг без ошибок не бывает, а если они пишутся в спешке, то без большого количества ошибок не бывает. Коммерция понимает, что такое качество, она понимает, что такое деньги. А школьные учебники – это большие деньги. Издательство «Просвещение» успело в данном случае первым сделать большой тираж. Значит, надо второе издание готовить. Исправлять. Те учебники, которые готовятся не торопясь, они будут нормальные. К будущему 1 сентября мы этот недочет выправим».

Вслед за новым обязательным учебником в школы пришло методическое пособие, изданное новосибирским издательством «Вояж», в котором были подробно рассмотрены многочисленные ляпы и даны рекомендации учителям, как этим учебником пользоваться «без ущерба для качества преподавания».

Я, честно говоря, сомневаюсь, что этим учебником вообще можно пользоваться даже как просто альбомом с картинками по теме. Потому что и в картинках там ошибки. Чего стоят одни только схемы созвездий в зеркальном отображении. Но – судите сами. Я перечислю только несколько недоразумений.

Есть ли жизнь на Земле?

Есть ли жизнь на Земле – вопрос странный. И не предполагающий никаких вариантов ответа, кроме одного – утвердительного. Так я думал, пока не увидел на 138-й странице учебника таблицу «Потенциально обитаемые экзопланеты», где первой в списке стояла… Земля.

Ну, во-первых, Земля – не экзопланета. Приставка «экзо» обозначает «вне». Экзопланеты – это планеты, находящиеся вне Солнечной системы. А Земля, как известно, обращается вокруг звезды по имени Солнце и является частью Солнечной планетной системы.

И, во-вторых, Земля обитаема. Не потенциально, а безусловно. И это факт!

Самое-то смешное, что, поместив Землю в разряд «потенциально обитаемых», авторы учебника ничуть не сомневаются в наличии жизни на других планетах.

Вот, например, на 7-1 странице, рассказывая про звезды, они без тени сомнения сообщают: «Вокруг каждой из них [звезд], возможно, вращаются планеты, и на некоторых есть жизнь».

Сколько галактик во Вселенной?

До 1924 года считалось, что во Вселенной только одна галактика – наша. Хотя еще в середине XIX века английский астроном Джон Гершель предположил, что во Вселенной существует множество звездных систем, подобных нашему Млечному Пути. Но первые доказательства были получены только в 1924 году, когда американский астроном Эдвин Хаббл с помощью своего 100-дюймового телескопа выяснил, что туманность Андромеды не является частью Млечного Пути. Существование галактик было подтверждено, и началось их изучение.

В 1936 году тот же Эдвин Хаббл построил классификацию галактик, которая используется по сей день. По этой классификации галактика Млечный Путь – это большая спиральная галактика с перемычкой (баром). Считается, что наша Галактика похожа на галактику NGC1300, а вовсе не на Туманность Андромеды, как написано в учебнике на 117-й странице. Дело в том, что они относятся к разным подклассам спиральных галактик. У Млечного Пути перемычка есть, а у нашей туманной соседки нет.

В начале 90-х годов, опять же с помощью «Хаббла», но теперь уже телескопа, были получены изображения далекого космоса, показавшие, что в нашей Вселенной существуют сотни миллиардов галактик.

По современным данным, их примерно два триллиона. Но в учебнике астрономии трижды(!) упоминается совершенно другое количество галактик.

На 7-й странице авторы сообщают, что во Вселенной более 100 миллиардов галактик. Тут же, на 8-й странице, словно испугавшись нулей, авторы говорят, что галактик всего «несколько десятков миллиардов». И повторяют про «несколько десятков» на 14-й странице.

Миллиард – это единица с 9 нулями. Триллион – единица с 12 нулями. Разница между миллиардом и триллионом не просто ощутимая, она колоссальная. Конечно, можно запутаться в количестве нулей и ошибиться в названии больших чисел. Но один раз. А не три раза подряд на семи страницах.

Плюс минус километр

Истории науки известно несколько случаев, когда математики «поправляли» физиков. Самый известный случай произошел в 1922 году, когда никому не известный математик из России Александр Фридман заявил, что в мировых уравнениях гения всех времен и народов Альберта Эйнштейна есть ошибки в вычислениях. Эйнштейн поначалу вспылил и начал отстаивать свои расчеты, но через несколько месяцев признал правоту Фридмана.

Очень жаль, что свежеиспеченный учебник астрономии еще до выхода в свет не попался на глаза математикам.

Вот, например, на странице 45 авторы учебника не сумели правильно разделить пять тысяч на шестьдесят, и у них получилось, что 5000 секунд равны 84 минутам. Не равны, 64 секунды не хватает.

На 80-й странице опубликовано такое странное равенство: 700 000 км = 697 500 км. А на 81-й странице – 4 ∙1026 Вт = 3,87 ∙1026 Вт.

Математика – точная наука. 3,87 не могут равняться 4 ни в каких системах счисления. Разве что Минобр настоятельно порекомендует.

Но тринадцать сотых, в конце концов, можно и простить. А как быть с сотней километров?

Впрочем, лишняя запятая, потерянный ноль вполне могут быть опечатками, ошибками корректора. Но если идет произвольная замена одних чисел другими, тут только руками развести можно.

Знаете ли вы, что…

Как правило, после этого интригующего вопроса заинтересованные слушатели узнают что-то совершенно невероятное, во что поверить невозможно. Например, что «самая горячая известная звезда – это голубой сверхгигант, находящийся в нашей Галактике, под названием «Дзета Кормы». Ее температура более 42000 °С». Я проверил и тут же выяснил, что самые горячие из известных звезд – это центральные звезды планетарных туманностей. Их поверхностные температуры доходят до 250 000 К.

А потом мне самому захотелось поиграть с авторами учебника в эту увлекательную игру и спросить у них: знаете ли вы, что календарь «из 12 месяцев по 29 или 30 дней (от новолуния до новолуния)», который вы на 17-й странице называете лунным, на самом деле называется солнечным.

Знаете ли вы, что астероид Церера находится вовсе не за орбитой Нептуна, как вы сообщаете на 74-й странице, а гораздо ближе к Солнцу – в поясе астероидов.

И что слово «планетИс», а не «планетАс», как у вас написано, означает «странник», а вовсе не «блуждающая звезда».

А зодиакальных созвездий не 12, а 13. И, в отличие от астрологических знаков зодиака, астрономические зодиакальные созвездия имеют различную протяженность вдоль эклиптики. Так что в ноябре Солнце движется не по Скорпиону, как у вас написано на 19-й странице, а по Весам. В созвездие Скорпион Солнце попадает в ноябре всего лишь на неделю.

И так далее, и так далее…

Опечатка ляпу не товарищ

Опечатки – сродни оговоркам. Они от торопливости и невнимательности. Ляпы – имеют совсем другую природу. И их тоже можно иногда простить. Но вот грубые фактологические ошибки нельзя оправдать ни спешкой, ни невнимательностью.

Когда в школьном учебнике астрономии читаешь «Поместив Землю в центр Солнечной системы, Коперник…», то дальше хочется только одного: закрыть учебник.

Геоцентрическую модель мира – планетарную систему с неподвижной Землей в центре – сформулировал и математически обосновал во II веке нашей эры крупнейший греческий ученый своего времени Клавдий Птолемей. Эта система продержалась в науке почти полторы тысячи лет, а вовсе не 3 тысячи, как указано на 35-й странице учебника. А потом в 1543 году польский астроном и математик Николай Коперник создал совершенно иную модель планетарной системы – гелицентрическую, – поместив в ее центр Солнце. Солнце! Не Землю! Это была настоящая революция в астрономии.

Современные достижения и открытия

Бывает, что пока пишется книга, какие-то научные данные устаревают. И в этом нет ничего удивительного. Открытия в разных областях науки совершаются чуть ли не каждый день. Авторы нового учебника вполне могли «проморгать» открытия прошлого года, но не десятилетия. Например, в учебнике нет ни слова про тренд последнего времени – темную энергию и темную материю. Кроме странного замечания на 137-й странице про то, что темная энергия «по своей массе превышает все другие формы материи». Но темная энергия – не материя.

На 11-й странице учебника можно прочесть такой пассаж, написанный с нескрываемой иронией: «…а для получения частиц, двигающихся со скоростью, близкой к скорости света, нам не хватит мощностей всех электростанций Земли».

Стесняюсь спросить, как обычно пишут в соцсетях, а при чем тут электростанции? Есть такое устройство, которое называется «ускоритель заряженных частиц». Первый рабочий линейный ускоритель был построен еще в 1927 году. А первые околосветовые скорости заряженных частиц были получены более 60 лет назад. Сегодня частицы, разогнанные до 0,99999 от скорости света, уже никого не удивляют. Никого из физиков, естественно.

И напоследок про гравитационные волны. На 97-й странице авторы нового учебника астрономии сообщают, что «гравитационные волны никто никогда прямо не наблюдал, хотя были явные свидетельства того, что они существуют в природе».

11 февраля 2016 года коллаборации LIGO и VIRGO объявили о первом прямом детектировании гравитационных волн. В декабре 2017 года физикам Райнеру Вайссу, Барри Баришу и Кипу Торну, благодаря которым были обнаружены первые гравитационные волны, была вручена Нобелевская премия по физике.

На этом, пожалуй, можно и закончить. Хотя ляпов в новом учебнике астрономии хватит еще на два подобных обзора.

Меня мучает вопрос, ведь этот учебник, как указано в аннотации, получил положительное заключение «по результатам научной экспертизы» еще в январе 2017 года, а «содержание курса отвечает таким критериям изложения материала, как научность».

Очень хорошо, что астрономия вернулась в наши школы. Очень плохо, что в таком виде. И если через пару лет треть выпускников школ будет рассказывать, что Солнце вращается вокруг Земли и что эпидемии гриппа и войны связаны с одиннадцатилетним циклом солнечной активности – не удивляйтесь.

P.S. Чуть не забыл про то, с чего все началось! Самая яркая звезда северного неба – Арктур.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.